Глава 4. Человек
^
4.1. Управление ассоциированием
Мы подошли к самому волнующему моменту в
истории жизни на Земле — появлению
мыслящего существа, человека. Логика нашего
повествования побуждает нас связать
возникновение мышления с очередным
метасистемным переходом. В настоящее время
мы еще так мало знаем о процессе мышления и
о структуре мыслящего мозга, что всякую
теорию, претендующую на объяснение этого
явления в целом, надо рассматривать как
гипотетическую. Следовательно, и к нашей
концепции мышления надо относиться как к
гипотезе. Однако эта концепция указывает
место мышления в ряду естественных явлений
и, как мы увидим, приводит в систему
обширное множество фактов. В ее пользу
говорит также полное отсутствие
произвольных допущений частного характера,
которое обычно приходится делать, когда
теория включает структурное описание мало
изученного объекта. Ядром нашей концепции
является не какая-либо гипотеза о
конкретной структуре и механизме работы
мозга, а выбор таких функциональных понятий,
через которые становится возможным
последовательное и достаточно
убедительное объяснение фактов,
относящихся к мышлению.
Итак, мы утверждаем, что появление
мыслящих существ, знаменующее начало
нового этапа эволюции и даже новой эры —
Эры Разума, есть не что иное, как очередной
метасистемный переход, происходящий по
формуле
Управление ассоциированием = Мышление.
Чтобы доказать это утверждение, мы будем
анализировать следствия, вытекающие из
управления ассоциированием, и
отождествлять эти следствия с теми формами
поведения, которые мы наблюдаем у мыслящих
существ.
Прежде всего, что такое управление
ассоциированием? Представления Х и Y
ассоциируются у животного только в том
случае, когда они совместно появляются в
его опыте. Если не будет их совместного (как
правило, многократного) появления, то не
возникает и ассоциации. Животное не вольно
управлять своими ассоциациями. Оно имеет
только те ассоциации, которые ей навязывает
среда. Управление ассоциированием означает
наличие в мозгу механизма, позволяющего
ассоциировать любые два или несколько
представлений, которые вовсе не имеют
тенденции встречаться в опыте совместно.
Иначе говоря, это произвольное, не
навязанное внешней средой ассоциирование.
Казалось бы, эта акция совершенно
бессмысленна. В огороде бузина, а в Киеве
дядька — к чему связывать эти два факта,
которые на самом деле никак не связаны
между собой?
Тем не менее, произвольное ассоциирование
имеет глубокий смысл. Оно действительно
было бы бессмысленным, если деятельность
мозга сводилась бы к пассивному восприятию
впечатлений, их сортировке, компоновке и т.
п. Но у него есть и другая задача, кстати
основная, — управлять организмом,
осуществлять активное поведение, которое
меняет окружающую среду, создает новый опыт.
Можно побиться об заклад, что будильник и
подставка для чайника никак не
ассоциируются в вашем сознании. И в
сознании вашего трехлетнего сына тоже. Но,
впрочем, только до поры до времени. В один
прекрасный момент в голове юного
гражданина почему-то возникает ассоциация
между двумя этими предметами и им
овладевает непреодолимое желание
постучать подставкой по будильнику. В
результате предметы приходят в состояние
реального, физического взаимодействия.
При метасистемном переходе то, что раньше
было зафиксированным и однозначно
определенным внешними условиями,
становится изменяемым, подверженным
действию метода проб и ошибок. Управление
ассоциированием — это, как и всякий
метасистемный переход, в высшей степени
революционный шаг, направленный против
рабского послушания организма диктатуре
внешней среды. Как всегда в методе проб и
ошибок, только какая-то небольшая часть
произвольных ассоциаций оказывается
полезной и закрепляется, но это такие
ассоциации, которые не могли бы возникнуть
непосредственно под влиянием внешней среды.
Они-то и обеспечивают разумному существу
такие формы поведения, которые недоступны
животному, застывшему на предыдущем этапе.
^
4.2. Игра
Высшие животные обнаруживают одну
интересную форму поведения, которая роднит
их с людьми и является своего рода
провозвестником приближения эры разума.
Речь идет не о поведении, связанном со
спариванием (которое также иногда называют
игрой), а о «чистой» и, по видимости,
совершенно бесцельной игре, игре для
удовольствия. Так играет кошка с бумажкой,
играют друг с другом детеныши всех
млекопитающих, а также и взрослые животные.
Что же такое игра? Как возникает это
явление в животном мире?
Обычно игру объясняют потребностью в
тренировке мышц и нервной системы.
Несомненно, что игра оказывает в этом
смысле положительное влияние, т. е. она
полезна. Однако недостаточно указать на
полезность формы поведения, надо еще
объяснить, как она становится возможной.
Когда котенок играет с бумажкой на нитке, он
ведет себя так, как будто он принимает ее за
добычу. Но было бы недооценкой умственных
способностей котенка полагать, что он
всерьез заблуждается. Нет, он уже много раз
ловил эту бумажку, кусал ее, ощущал ее
противный, несъедобный запах.
Представление котенка о бумажке не
включается в понятие «добыча». Между тем
это представление частично активизирует
тот самый план действий, который нормально
активизируется понятием «добыча». Точно
так же волк, играющий с товарищем, вовсе не
принимает его за врага, но ведет себя — до
определенной черты — так, как будто перед
ним враг. В этом вся сущность игры. Ее можно
понять как произвольное установление
ассоциации между двумя предметами: бумажка
— добыча, товарищ — враг. В результате
возникает новое представление, которому,
строго говоря, нет эквивалента в реальности.
Такое представление мы называем фантазией,
плодом воображения. Это бумажка,
которая, с одной стороны, явно не есть
добыча и в то же время как будто бы и добыча;
это товарищ, который одновременно и товарищ
и враг.
Синтетическое представление порождает и
синтетический план действий, игровой план.
Волк вполне серьезно, изо всех сил,
старается догнать и вцепиться в товарища,
но кусает его уже не всерьез.
Да, игра тренирует мышцы, вырабатывает
навыки, которые пригодятся при действиях
всерьез. Но это скорее производит
впечатление полезного побочного
результата, чем специальной стратегической
цели, ради которой развиваются игровые
формы поведения. Хорошо известно, как любят
играть дети. Но в игре их привлекает не
только и даже не столько удовольствие от
физического упражнения или проявления
своей ловкости, сколько игра как таковая.
Когда мальчики играют в солдатиков, а
девочки в куклы, они ничего не тренируют,
кроме своего воображения, т. е. способности
произвольного ассоциирования. От этих-то
произвольных ассоциаций они и получают
удовольствие. Детская игра — фаза развития,
через которую неизбежно должен пройти
каждый человек, чтобы стать человеком. К.Чуковский
в своей замечательной книге «От двух до
пяти» много страниц посвящает развитию
мысли об абсолютной необходимости
элементов игры и фантазии в воспитании
ребенка. Дети не могут обойтись без них, они
нужны им, как воздух. Дети предаются игре со
всем жаром, ощущая ее как нечто нужное,
важное, серьезное. К.Чуковский пишет:
Я знал мальчугана, который, играя в
трубочиста, воскликнул:
– Не трогай меня, мама, ты запачкаешься!..
И другого, который по ходу игры надолго
превратился в котлету и, добросовестно
шипя на сковороде, в сердцах оттолкнул
свою мать, когда она бросилась к нему с
поцелуями:
– Как ты смеешь целовать меня жаренного!
Чуть моя трехлетняя Мура, играя,
разложила на полу свои книги, книги тотчас
же сделались речкой, где она ловила рыбу и
стирала белье. И, нечаянно наступив на одну
книгу, она так естественно всхлипнула «Ой,
я замочила себе ногу», что и я на секунду
поверил, будто эти книги — вода, и чуть не
бросился к ней с полотенцем.
Во всех этих играх ребята выступают как
авторы и в то же время исполнители сказок,
воплощающие их в сценических образах. И
жажда верить в свой сказочный вымысел у
них так велика, что всякая попытка
поставить их в рамки действительности
вызывает у них жаркий протест.
Через потребность в игре аппарат
управления ассоциациями впервые заявляет о
своем присутствии. И поскольку он
существует, он должен работать, он требует
себе дела. Это так же естественно, как то,
что легкие требуют воздуха, а желудок —
пищи.
^
4.3. Изготовление орудий
Однако оставим игры и перейдем к
серьезным поступкам взрослых людей.
Говоря о происхождении человека, в
качестве первого его отличия от животного
указывают на использование и изготовление
орудий. Решающим здесь является, конечно,
изготовление орудий. Использовать предметы
в качестве орудий могут и животные.
Дятловый вьюрок с Галапагосских островов с
помощью колючки кактуса или щепочки
выковыривает червяков из коры дерева.
Каждый, кто видел на кинокадрах, как ловко
управляется вьюрок с зажатой в клюве
колючкой, не может не согласиться, что это
явное и весьма искусное использование
орудия. Калифорнийская морская выдра
ложится на спину на поверхности воды,
кладет себе на грудь плоский камень и
разбивает об него ракушки. Обезьянам
случается пользоваться палкой и камнем. Эти
примеры чрезвычайно скудны, однако они
показывают, что принципиально в
использовании животным орудий нет ничего
невозможного. В самом деле, почему план
действий, передаваемый по наследству и
подкрепляемый обучением, не может включать
выбора и использования определенного рода
предметов? Ведь такие понятия, как «длинное,
острое» или «округлое, тяжелое», вполне
доступны животному. Очевидно, примеры,
подобные приведенным выше, редки потому,
что орудия, которые можно получить от
природы без специального изготовления,
весьма несовершенны, и животные с большим
успехом используют и совершенствуют в
процессе эволюции свои естественные органы:
клюв, когти, зубы. Чтобы использование
орудий стало не исключением, а правилом,
надо уметь изготовлять или хотя бы находить
подходящие предметы ad hoc, т. е. специально
для данного конкретного случая.
Допустим, вам надо забить гвоздь, а у вас
под рукой нет молотка. Вы оглядываетесь, ища
подходящий предмет, и видите на столе
бронзовый бюст Наполеона. Раньше вам
никогда не приходилось заколачивать гвозди
наполеонами. Можно даже допустить, что
ничем, кроме настоящего молотка, вы гвоздей
не забивали. Это не помешает вам взять бюст
и забить гвоздь. Ассоциации гвоздь — бюст у
вас не было. Вы ее создали заново и ad hoc. Вы
сопоставили в своем воображении гвоздь и
бюст Наполеона, представили, как вы
забиваете им гвоздь, и осуществили это на
деле.
^
4.4. Воображение, планирование,
преодоление инстинкта
Если в мозгу животного существует
ассоциация между предметом Х — орудием
и предметом Y — объектом действия (и,
конечно, физическая возможность выполнить
действие), то оно окажется способным
применить орудие. Если же такой ассоциации
нет, то животное «не догадается» сделать
это. Собаку можно обучить подтаскивать
зубами скамейку Х к забору Y,
забираться на скамейку и перепрыгивать с
нее через забор, который иначе она
преодолеть не может. Но если она не обучена
этому, то своим умом ей до этого не дойти.
Она прекрасно знает, что скамейку можно
передвигать с места на место. Она также
знает, какие возможности открываются перед
ней, если скамейка стоит около забора.
Приставьте скамейку — она тут же вскочит на
нее и перепрыгнет через забор (предполагается,
что ей это почему-либо нужно). Значит, она
умеет предвидеть результат комбинации Х
и У. Соответствующая модель есть у нее в
мозгу. Но эта модель лежит мертвым грузом,
ибо собака не может представить себе
комбинацию XY в виде цели, к которой надо
стремиться, для этого ей не хватает
воображения. Мало знать, что будет, если,
надо еще вообразить, что может быть.
Суховатую формулу, отождествляющую
мышление с управлением ассоциированием,
можно перевести на менее точный, но более
образный язык как следующее утверждение:
человек отличается от животного тем, что он
обладает воображением.
Построим простенькую модель работы
воображения. Обозначим через A ситуацию,
которая имеет место в данный момент, и через
Z — ситуацию, которой надо достичь.
Будем считать, что при заданной ситуации
непосредственно достижимой является лишь
часть ситуаций, и будем записывать это
формулами вида
A → (B, C, H, Z),
где в скобках стоят ситуации,
непосредственно достижимые из A.
Допустим, что некое животное (или человек)
знает, какие ситуации достижимы из каких, т.
е. в его мозгу есть ряд ассоциаций, которые
можно изобразить формулами, подобными
приведенной. Мы также будем считать, что для
каждого перехода от данной ситуации к
другой (достижимой непосредственно)
известно осуществляющее его действие, но не
будем вводить для него обозначения, чтобы
не загромождать запись.
Если в мозгу есть именно такая ассоциация,
как приведенная выше, и, следовательно,
состояние Z достижимо из A, то
животное сразу же выполнит нужное действие.
Допустим теперь, что мозг содержит
следующую совокупность ассоциаций:
A → (B, C, D),
B → (E, F),
D → (G, H, I, J),
Н → (B, C),
I → (B, C, Z).
В этой таблице нельзя отыскать действие,
которое приводило бы в Z, поэтому
животное, поставленное перед такой задачей,
решить ее не сможет. Оно либо ничего не
будет делать, либо будет метаться —
совершать в беспорядке все действия,
которые есть в таблице. Человек же
вообразит, что он совершил действие A,
чтобы понять, какие ситуации станут для
него доступными в этом случае. Иначе говоря,
он создаст новые ассоциации, которые можно
записать так:
A → В → Е,
A → В → F.
Правда, эти ассоциации оказываются в
данном случае бесполезными, но, продолжая
подобные попытки, он в конце концов, найдет
решение:
A → D → I → Z.
Можно, конечно, идти и с другого конца — от
цели Z. Главным здесь является то, что
сама таблица ассоциаций не остается
неизменной, она становится объектом работы
по методу проб и ошибок, пополняется новыми
строчками. И эти строчки появляются не под
воздействием внешней среды (которое
определяет только исходный список
ассоциаций), а в результате
функционирования специального механизма,
подчиненного своим законам и правилам.
Зачатки воображения есть и у высших
животных. В частности, они проявляются, как
было отмечено, в играх. У самых развитых
животных — человекообразных обезьян —
элементы воображения уже вполне отчетливо
видны в поведении. Они проявляют
сообразительность, недоступную собакам и
другим животным. Известны опыты, в которых
обезьяна использовала подставку (куб),
чтобы достать подвешенную приманку, и даже
ставила куб на куб, если это не помогало.
Обезьяна может вытолкнуть из отрезка трубы
приманку с помощью палки, искать подходящую
палку и, наконец, расщепить ее надвое, если
она оказывается слишком толстой и не входит
в трубу. Это уже можно считать началом
изготовления орудий.
И все-таки граница проходит не между
собакой и обезьяной, а между обезьяной и
человеком. В какой-то момент способность
управления ассоциированием у наших предков
превысила тот порог, за которым она стала
фактором, важным для выживания. И тогда
эволюция пошла по пути совершенствования
этой способности. Совершился метасистемный
переход. Человек отделился от мира животных.
В процессе очеловечивания играли роль
многие факторы и в первую очередь
устройство конечностей человекообезьяны.
Какие бы умные указания ни давал мозг, они
пропадут впустую, если нет возможности их
физической реализации. Но наличие органов,
способных осуществлять тонкие действия,
само по себе не породит мышления. Насекомые
физически способны к очень сложным
операциям, лапы ящеров могли бы, в принципе,
тоже послужить исходной точкой для
развития руки, а щупальца осьминога по
своей конструкции совершеннее наших рук.
Ведущая роль, несомненно, принадлежит мозгу.
В то же время руки человекообезьяны и
возможность их освобождения при ходьбе
содействовали тому, что способность мозга к
управлению ассоциациями стала (через
посредство использования и изготовления
орудий) фактором, имеющим решающее значение
для выживания. В этом же направлении могли
действовать и другие факторы, например
резкое изменение природных условий. А может
быть, играют роль еще какие-то
обстоятельства. Выяснение конкретных
условий происхождения человека и роли в
этом процессе различных обстоятельств —
проблема сложная и интересная. Над ней
работают многие ученые. Но не она является
предметом настоящей книги. Нам достаточно
знать, что необходимое для метасистемного
перехода сочетание условий осуществлялось.
Так как цели, входящие в качестве
важнейших элементов в планы, суть
представления, способность произвольно
ассоциировать представления означает
способность произвольного составления
планов. Человек может решить: сначала я
сделаю A, потом B, потом C и т. д.
Возникает соответствующая цепочка
ассоциаций. Человек может решить: надо
обязательно сделать X. Возникает
ассоциация «X — надо». У животного тоже
все время возникают новые конкретные планы.
Но механизм их возникновения иной. Они
всегда являются частью более общего (стоящего
выше в иерархии) плана, а в конечном счете —
инстинкта. Цели, которые ставит животное,
всегда направлены на осуществление
инстинктивного плана действий. Инстинкт —
верховный судья поведения животного, его
абсолютный и непререкаемый закон. Человек
также получает в наследство определенные
инстинкты, но благодаря способности
управления ассоциациями он может обойти их,
может создавать планы, не подчиненные
инстинкту и даже враждебные ему. В отличие
от животного человек сам себе ставит цели.
Откуда берутся эти цели и планы, чему они
служат — это другой вопрос. Мы коснемся его,
когда будем говорить о человеке как о
социальном существе. Сейчас нам важно лишь
то, что мозг человеческого индивидуума
устроен так, что дает ему возможность выйти
за рамки инстинктивного поведения.
^
4.5. Внутренний учитель
Отнюдь не каждую операцию, которую
совершает человек, он совершает «на личном
воображении», т. е. как будто впервые
открывая ее для себя. Напротив, большую
часть операций человек (во всяком случае,
взрослый) делает без участия воображения
как нечто рутинное, привычное, регулируемое
уже сложившимися ассоциациями. Механизм
таких операций не отличается от того, что мы
наблюдаем у животных. И способ, которым
необходимые ассоциации были выработаны, мы
называем, как у животных, обучением. Но
механизм обучения у людей и у животных
радикальнейшим образом различается.
У животных новые ассоциации образуются в
некотором смысле насильно, извне. Чтобы
образовалась ассоциация, она должна быть
мотивационно обоснована, связана с
отрицательной или положительной эмоцией.
Необходимо подкрепление. Иначе говоря,
обучение происходит только «методом кнута
и пряника». Когда обучается человек, он сам
идет навстречу обучению. Не потому, что он
знает, что «учиться полезно». Ребенок этого
не знает, но обучается наиболее легко и
активно. Ассоциации образуются у него «просто
так», без всякого подкрепления. Это
работает механизм управления
ассоциированием, который требует себе пищи.
Если ее нет, человеку становится скучно, а
это отрицательная эмоция. Учителю нет
надобности навязывать что-либо ребенку или
человеку вообще, его задача лишь в том,
чтобы дать пищу его воображению. Получая
эту пищу, человек испытывает удовольствие.
Таким образом, он всегда учится сам, изнутри.
Это активный, творческий процесс. Благодаря
метасистемному переходу человек приобрел
собственного внутреннего учителя, который
непрерывно учит его, щелкая внутренним
кнутом и заманивая внутренним пряником.
«Внутренний учитель» — не маньяк, он
подходит реалистически к возможностям
ученика. Отнюдь не все представления,
совпадающие или близкие по времени,
образуют устойчивые ассоциации. Если бы это
было так, то это означало бы наличие
абсолютной памяти, т. е. возможность
вспомнить каждый эпизод своей жизни. Мы
знаем, почему такой способности нет. Можно
сделать предположение, что для этого просто
не хватает информационной емкости мозга.
Однако существование людей, чьи
способности к запоминанию несравненно
больше, чем у обычных людей, по-видимому,
противоречит этой гипотезе и склоняет к
выводу, что дело скорее в каких-то деталях
устройства управления ассоциированием. Так
или иначе, но раз абсолютной памяти нет,
необходим критерий для отбора ассоциаций.
Один из критериев у человека такой же, как у
животных, — эмоциональная нагрузка. Мы в
первую очередь запоминаем то, что связано с
эмоциями. Однако у человека есть и другой
критерий (который, кстати, свидетельствует
о наличии управления ассоциированием): мы
можем решить запомнить что-либо и в
результате действительно это запомнить.
Наконец, третий и самый значительный
критерий — это критерий новизны. Известно,
что человек запоминает новое для него и
равнодушно пропускает старое («в одно ухо
вошло — в другое вышло»). Но чем отличается
«новое» от «старого»? Ведь никакие
впечатления не повторяются, строго говоря,
дважды. В этом смысле каждое впечатление —
новое. Между тем, когда мы слышим
рассуждения на избитую тему или видим на
экране избитые ситуации, мы начинаем зевать
и досадливо машем рукой: «Это уже было!»
Когда поток впечатлений укладывается в уже
существующие модели, наш «внутренний
учитель» не видит необходимости менять
модель и впечатления проскальзывают без
всяких последствий. Это тот случай, когда мы
наперед знаем, что будет дальше. Когда же
опыт таков, что мы не знаем, что будет дальше,
или тем более если он противоречит модели,
то появляются новые ассоциации — модель
усложняется. Соотношение с уже
существующей в мозгу моделью — вот
критерий новизны впечатления.
Заговорив о памяти и других сторонах
психики человека, мы затронули множество
нерешенных проблем. К счастью, в нашу задачу
не входит систематическое изложение
психологии человека, тем более в ее «кибернетизированном»
варианте. Мы удовлетворимся беглым обзором
психических черт, отличающих человека от
животного, чтобы убедиться, что они
являются естественными следствиями
метасистемного перехода — возникновения
аппарата, управляющего ассоциированием.
Мы видели, что управление ассоциированием
приводит к качественному отличию
обучаемости человека от обучаемости
животного. Заметим, кстати, что то огромное
количественное различие, которое
существует между обучаемостью человека и
животного и выражается просто в количестве
информации, запоминаемой в процессе
обучения, также является прямым следствием
метасистемного перехода. Оно вытекает из
закона разрастания предпоследнего уровня,
о котором мы упоминали в свое время.
Предпоследний уровень в данном случае —
это физические устройства для образования
ассоциаций. Размножение этих устройств
означает увеличение памяти. Отступая, в
виде исключения, от своего принципа — не
рассматривать структурных моделей мозга,
мы укажем (рис. 4.1) на
разрастание коры головного мозга у
человека, которая согласно всеобщему (и
хорошо обоснованному) мнению является
хранилищем ассоциаций.
Рис. 4.1. Площадь поверхности
коры головного мозга лошади, орангутанга и
человека
|
^
4.6. Смешное и прекрасное
Но качественные отличия все-таки
интереснее. Мы уже установили, что наличие
специального аппарата управления
ассоциированием делает для человека
обучение активным процессом, связанным с
положительными и отрицательными эмоциями.
Это истинно человеческие эмоции,
недоступные существам, которые не обладают
указанным аппаратом. Из того факта, что
целью ассоциирования является построение
модели (или моделей) внешней среды, можно
сделать вывод, что новая эмоция будет иметь
положительный знак в случае установления
ассоциации, улучшающей мозговую
деятельность мира. Эту эмоцию можно назвать
удовольствием от новизны, употребляя
термин «новизна» в том смысле, который мы
придаем ему выше. Соответствующую
отрицательную эмоцию называют скукой. Выше
мы перечисляли критерии установления и
закрепления ассоциаций и отделяли критерий
новизны от критерия наличия эмоционального
подкрепления. Мы имели в виду обычные
эмоции, общие для человека и животного.
Возведя удовольствие от новизны в ранг
эмоции, мы можем объявить третий критерий
частным случаем первого. Тогда мы можем
сказать, что непроизвольное ассоциирование
всегда связано с эмоциональным
подкреплением, но человек по сравнению с
животным обладает принципиально новым
классом эмоций.
Да, именно классом. «Удовольствие от
новизны» — очень общий термин, покрывающий
не одну эмоцию, а целый класс их. Можно сразу
указать два явно отличающихся
представителя этого класса: чувство
смешного и чувство прекрасного. Вряд ли кто-нибудь
в настоящее время возьмется утверждать, что
он до конца понимает природу этих эмоций и
может дать им сколько-нибудь детальную
кибернетическую интерпретацию. Однако
несомненно, что они неотделимы от познания
мира, от создания новых моделей.
Что вызывает у нас смех? Совершенно
неожиданное, но в то же время законное и
задним числом вполне понятное нарушение «нормального»
хода событий. Неожиданная ассоциация,
бессмысленная на первый взгляд, но
отражающая какие-то глубинные связи между
вещами. Все это, конечно, создает новую
модель мира и доставляет удовольствие,
пропорциональное ее новизне. Конец новизны
— это конец смешного. Когда нас пытаются
смешить в соответствии с хорошо знакомой
моделью, мы называем такой юмор плоским. Но
это понятие чрезвычайно относительно. Кому
незнакома ситуация, когда в ответ на
рассказанный анекдот один слушатель
разражается хохотом, а другой лишь кисло
усмехается? Их различает, очевидно,
отсутствие или наличие соответствующей
модели. Очень важна для уяснения природы
юмора и другая ситуация: когда один хохочет,
а другой непонимающе хлопает глазами. «Не
дошло!» — говорят в таких случаях. Шутка
оказалась слишком тонкой для этого
человека, она опирается на такие ассоциации,
которых у него нет. Смешное всегда лежит на
грани между тривиальным и непонятным. Эта
грань у каждого своя, и она передвигается в
процессе индивидуального развития. Ничто
так отчетливо не проявляет культурного
уровня человека, как его понимание смешного.
В чувстве прекрасного больше
индивидуальных различий между людьми, оно
тоньше и загадочнее, чем чувство смешного.
Но в нем есть тот же динамизм, связанный с
новизной впечатления. Частое повторение
понравившегося музыкального произведения
не только делает к нему равнодушным, но, в
конце концов, внушает к нему отвращение.
Острое ощущение прекрасного
кратковременно, оно включает элемент
откровения, восторженного удивления. Его
можно описать также как внезапное
усмотрение какого-то глубокого порядка,
соответствия, смысла. Если пытаться дать
кибернетическую интерпретацию этому
явлению, можно предположить, что чувство
прекрасного вызывают те впечатления,
которые дают пищу для самых сложных и
тонких моделей, реализующихся с помощью
классификаторов высшего уровня. Эти
классификаторы должны, очевидно, в
максимальной степени сжимать информацию,
распознавать чрезвычайно сложные понятия.
А это и есть усмотрение глубокого
внутреннего порядка в кажущемся беспорядке.
Все модели иерархичны. Более сложное
строится из более простого, высшее
опирается на низшее. Человек может быть
недостаточно развит эстетически и не
видеть красоты там, где ее видят другие.
Неподготовленному слушателю шедевр
симфонической музыки покажется
бессмысленным нагромождением звуков. С
другой стороны, банальная мелодия или
примитивный геометрический орнамент не
вызовут у нас ощущения прекрасного: здесь
порядок слишком очевиден. «У нас» — это у
современного цивилизованного человека.
Возможно, неандерталец, увидев серию точно
вычерченных концентрических окружностей,
был бы потрясен до глубины души. Прекрасное
тоже всегда на грани между тривиальным и
непонятным. Передвижение этой грани —
эстетическое воспитание — есть познание
мира, построение в мозгу новых моделей.
Мы берем чувство прекрасного в его, если
угодно, чистом виде. В действительности оно
бывает связано с другими человеческими
чувствами, образуя часто неразрывные
комплексы и влияя поэтому на многие сферы и
аспекты общественной жизни. Это значение
эстетических переживаний, которое можно
назвать прикладным, признано давно и
безусловно. С чистой эстетикой дело обстоит
хуже. На протяжении всей истории
человечества время от времени раздавались
призывы покончить с нею раз и навсегда, как
с чем-то не только бесполезным, но и прямо
вредным. (Вредность понималась по-разному.
Одни объявляли красоту греховной, другие —
отвлекающей от классовой борьбы.) И
напротив, делались попытки вульгарно-материалистического
толка объяснить и «оправдать» прекрасное,
сведя его к полезному в самом житейском,
бытовом смысле слова. Последнее выглядит
так, как если бы кто-то стал расхваливать
транзисторный приемник, уверяя, что им
можно забивать гвозди и колоть орехи. Это
отношение вытекает из непонимания того
факта, что чисто эстетическое воспитание
есть подготовка мозга к выполнению его
самых тонких и высших функций. Мозг един.
Модели, созданные в процессе эстетического
воспитания, несомненно влияют на
восприятие мира человеком, на его
творческую деятельность. Как это
происходит, в точности неизвестно. Тем
ценнее эстетическое воспитание, ибо мы не
знаем, чем его можно заменить.
^
4.7. Язык
До сих пор мы рассматривали человека как
индивидуума и интересовались
возможностями его мозга. При таком подходе
вовсе не очевидно, что появление на Земле
человека — это такая уж революция в истории
жизни. Лягушка умнее медузы. Собака умнее
лягушки. Обезьяна умнее собаки. Теперь
появилось существо, которое умнее обезьяны.
Ну и что?
Революцию создало появление
человеческого общества, обладающего
определенной культурой и, в первую очередь,
языком. Ключевым моментом является здесь
язык.
Под языком вообще понимают
определенный способ сопоставления
объектам Ri, которые
рассматриваются как некая первичная
реальность, объектов Li,
называемых именами объектов Ri,
и рассматриваемых как нечто вторичное,
специально созданное для сопоставления
объектам Ri,. По отношение к
имени Li объект Ri,
называют его значением. Совокупность
всех объектов Li часто также
называют языком (в более развернутой форме
ее следовало бы назвать материальным
фиксатором или носителем языка). Множество
объектов Li, может быть гораздо
обширнее и разнообразнее множества языков Li.
Так, например, обстоит дело в случае
естественных языков: русского, английского
и т. п. Ясно, что при замене восприятия
реальных объектов и ситуаций на их
словесное описание теряется огромное
количество информации. В тех случаях, когда
информативность объектов Ri и Li
одного порядка величины, вместо слова язык
часто употребляют кибернетический термин код.
Переход от R к L называют кодированием,
а обратный переход от L к R — декодированием.
Так, при передаче по радио сообщения с
помощью «морзянки», исходный текст — набор
букв кодируется набором точек и тире. В этом
коде (языке) информация совершает
путешествие в эфире и принимается в
заданной точке. Затем происходит
декодирование с языка точек и тире на язык
букв. Процесс кодирования и декодирования в
данном случае не приводит к потере
информации.
Так как для перехода от значения к имени и
обратно нет более удобных общепринятых
терминов, чем кодирование и декодирование,
мы будем употреблять эти термины в самом
общем смысле, не заботясь о соотношении
информативностей (и называя язык не «кодом»,
а именно «языком»).
Объекты Ri и Li
могут быть произвольной природы, это не
обязательно предметы, а, вообще говоря,
явления, звуковые колебания. Заметим, что «явление»
— это самый общий термин, которым мы можем
обозначить какую-то часть физической
реальности, ограниченную в пространстве и
времени, «предмет» — более расплывчатое
понятие, которое относят к явлениям
специального типа, обнаруживающим
определенную стабильность: наличие
поверхности, через которую отсутствует
обмен веществом. Так как в действительности
абсолютно непроницаемых границ не
существует, и все так называемые предметы
непрерывно меняются, это понятие
относительно; оно отражает лишь малую
скорость изменений.
Элементарный язык есть и у животных, в
первую очередь у тех, которые живут
сообществами и поэтому должны как-то
согласовывать свои действия и «выяснять
отношения». Мы называем его элементарным
лишь в сравнении с языком человека, сам по
себе он не так уж прост и, по-видимому,
прекрасно удовлетворяет потребность
членов сообщества в обмене информацией.
Сигнал опасности, просьба о помощи,
намерение вступить в брачные отношения,
согласие или отказ на это предложение,
приказ подчиниться, приказ убраться
восвояси — эти и другие компоненты входят в
состав языка большинства птиц и
млекопитающих и выражаются жестами и
звуками. Пчелы, вернувшись с взятка в улей,
сообщают родичам о расположении места, где
они были, совершая своеобразные движения,
напоминающие танец.
^
4.8. Языкотворчество
Но язык у человека радикально отличается
от языка у животных. Различие здесь такое же,
как в употреблении орудий. Для животного
язык есть нечто изначально данное, элемент
инстинктивного поведения. Если он и
меняется, то только вместе с поведением,
вместе с общей эволюцией вида. Для человека
язык — нечто несравненно более подвижное и
изменчивое, чем поведение. Человек сам
создает язык, он обладает способностью (и
даже потребностью) давать имена, чего не
может ни одно животное. Присвоение явлениям
(в частности, предметам) имен — это, пожалуй,
наиболее простое и наглядное проявление
управления ассоциированием. Между словом «лев»
и реальным львом нет ничего общего, тем не
менее устанавливается ассоциация «лев» —
лев, имя — значение. Правда, среди слов,
появившихся на заре человеческой культуры,
было много звукоподражательных. Это
подтверждается обилием таких слов в языках
примитивных культур.
То же в еще большей степени относится и к
жестам. Жест, очевидно, всегда подражателен
в своей основе. Но это не меняет природы
ассоциации между именем и значением, как
результат намеренного ассоциирования.
Допустим, что в некотором примитивном языке
лев называется «ррррр» — словом,
имитирующим его рычание. Ассоциация «ррррр»
— лев возникает не потому, что этот звук
можно спутать с рычанием льва (хорош был бы
охотник, способный допустить такую ошибку),
а потому, что, подыскивая имя для льва,
человек перебирает в воображении его
особенности и останавливается на одной из
них, как допускающей хотя бы
приблизительное воспроизведение.
Создатель имен воспринимает его
субъективно как нечто близкое к значению,
подобное ему, а точнее не подобное, а
уподобленное, ибо объективная схожесть
между именем и значением может быть
невелика, почти равна нулю; она служит лишь
пуповиной, отсыхающей вскоре после
рождения имени. Ассоциация имя — значение
возникает совсем не так, как ассоциация
между видом миски и отделением слюны в
опытах Павлова над собаками. Там условный
рефлекс, здесь языкотворчество. Повод,
послуживший для выбора имени, забывается,
само имя трансформируется, но связь между
именем и значением от этого ничуть не
страдает.
^
4.9. Язык как средство моделирования
Язык возникает как средство связи,
коммуникации между членами первобытного
сообщества. Но, раз возникнув, он вдруг
оказывается источником других, совершенно
новых возможностей, не связанных в принципе
с общением между людьми. Что это за
возможности, покажем на примере языка чисел.
Вообразим себе юношу из первобытного
племени Ням-Ням. Назовем его для
определенности Уу и проследим, как он
выполняет функции разведчика.
Уу лежит за толстым старым дубом и
неотрывно следит за входом в пещеру на
противоположном берегу реки. На восходе
солнца сюда подошла группа мужчин из
вражеского племени Мань-Мань. Они явно
затеяли что-то нехорошее, наверное,
оставить в пещере засаду. Они суетятся
около пещеры, то входят в нее, то выходят, то
исчезают в лесу, то снова возвращаются к
пещере. Каждый раз, когда один враг входит в
пещеру, Уу загибает один палец, когда один
враг выходит из пещеры, он разгибает один
палец. Когда враги уйдут, Уу будет знать,
оставили ли они засаду и если оставили, то
сколько человек. Уу побежит к своему
племени и покажет им на пальцах, сколько
врагов осталось в пещере.
Почему наш герой имеет возможность, не
заходя в пещеру, знать в каждый момент
времени, сколько там врагов? Потому что с
помощью своих пальцев он построил модель
интересующей его части внешнего мира. А
интересует его пещера и находящиеся в ней
враги. Каждому врагу, находящемуся в пещере,
соответствует в его модели загнутый палец.
Загнутый палец — это имя врага в пещере,
враг в пещере — это значение загнутого
пальца. Операции над именами — загибание и
разгибание пальцев — соответствуют входу и
выходу врагов из пещеры. Это — язык. Его
можно назвать языком пальцев, если иметь в
виду физический материал, из которого
построена модель, или языком чисел, если
иметь в виду способ сопоставления имен
значениям. И этот язык используется не
только, а в нашем примере даже не столько
для передачи информации, сколько для
построения модели, которая нужна именно как
модель — средство предвидеть события,
средство узнать косвенно то, что нельзя
узнать прямо. Если родное племя Ням-Ням
далеко, а Уу не собирается никому сообщать,
сколько врагов в пещере, он все равно имеет
основания считать врагов, сгибая и разгибая
пальцы. Это нужно ему самому для
планирования своих действий.
Коммуникативное использование языка, т. е.
использование его как средства общения
между людьми, дополняется некоммуникативным
использованием языка в качестве средства
построения моделей действительности.
Тут-то, как говорят англичане, лягушка и
прыгает в воду. Моделирующая функция языка
— тот заключительный элемент, которого нам
не хватало для оценки появления на земле
человека как рубежа двух эпох, как события
космической важности. Когда астроном
определяет положение планет на небе, затем
производит какие-то манипуляции над
цифрами и в результате предсказывает, где
будут планеты через заданный промежуток
времени, он делает в сущности то же самое,
что юноша Уу из племени Ням-Ням, когда он
загибает и разгибает пальцы, наблюдая за
входом в пещеру. Искусство, философия, наука
— все это не что иное, как создание языковых
моделей действительности. Дальнейшая
часть настоящей книги будет посвящена
анализу этого процесса, его
закономерностей и результатов. Но сначала
мы бросим общий взгляд на его место в
эволюции Вселенной.
^
4.10. Самопознание
У животных нет понятия о себе самом, это
понятие не нужно для обработки информации,
поступающей извне. Мозг животного можно
сравнить с зеркалом, которое отражает
окружающую действительность, но само ни в
чем не отражается. В самом примитивном
человеческом обществе каждому человеку
присваивается имя, и каждый человек
произносит свое имя и предложения, в
которых его имя содержится. Таким образом,
он сам — в виде предложений, содержащих его
имя, — становится предметом своего
внимания и изучения. Язык представляет
собой как бы второе зеркало, в котором
отражается весь мир, и в том числе каждый
индивидуум, и в котором каждый индивидуум
может увидеть (вернее, не может не увидеть!)
самого себя. Так возникает понятие «Я». Если
заключительный этап кибернетического
периода можно назвать этапом познания, то
эра разума — это эра самопознания. Система
двух зеркал — мозга и языка создает
возможность бесчисленного множества
взаимных отражений без необходимости
выходить из пространства между зеркалами.
Это порождает неразрешимые загадки
самопознания и в первую очередь загадку
смерти.
^
4.11. Продолжение мозга
Допустим, что в пещеру входят три врага, а
выходят два. Тут первобытный человек и без
помощи пальцев сообразит, что один враг
остался в пещере. Это работает модель,
которая есть у него в мозгу. А если входят
двадцать пять, а выходят двадцать четыре
или двадцать три? Здесь человеческий мозг
окажется бессилен: он не содержит нужной
модели, нужных понятий. Мы мгновенно и
безошибочно различаем множества из одного,
двух, трех, четырех предметов и можем
отчетливо представить их в своем
воображении. Эти понятия даны нам от
природы, они распознаются нейронной сетью
мозга, подобно понятиям пятна, линии,
соприкасания и т. п. С понятиями, которые
выражаются числами от пяти до восьми, дело
обстоит хуже: здесь многое зависит от
индивидуальных особенностей и тренировки.
Что же касается понятий «девять», «десять»
и т. д., то, за редчайшими исключениями,
которые рассматриваются как отклонения от
нормы, все они сливаются в одно понятие «много».
И тогда человек создает язык, материальный
носитель которого (например, пальцы) служит
фиксатором новых понятий, выполняя функции
тех классификаторов, для которых не нашлось
места в мозгу. Если не хватит пальцев,
пойдут в ход камешки, палочки, зарубки, а в
более развитых языках — цифры и наборы цифр.
Какой используется язык — неважно, важно
лишь умение кодировать. Процесс счета
служит для распознавания новых понятий,
выполняя функции нервной сети, работа
которой приводит в возбужденное состояние
тот или иной классификатор. В результате
счета объекту R, например отряду врагов,
сопоставляется объект L, например ряд
зарубок или цифр. Наконец, правила действий
над объектами языка и связи между ними (например,
типа 6 + 3 = 9 и т. п.) соответствуют ассоциациям
между понятиями в мозгу. Это завершает
аналогию между моделями, реализуемыми с
помощью языка, и моделями, которые
создаются нейронными сетями мозга.
Если орудие — продолжение руки человека,
то язык — продолжение его мозга. Он служит
для той же цели, для которой служит мозг:
увеличению жизнеспособности вида путем
создания модели окружающей среды. Он
продолжает дело мозга с помощью материала,
лежащего за пределами физического тела
человека, основываясь на моделях (понятиях
и ассоциациях) доязыкового периода,
реализуемых нервными сетями. Человек как бы
перешагнул через границу своего мозга.
Возможности такого перехода (а именно
установления связи между внутренним и
внешним материалом) открылись благодаря
способности управлять ассоциированном,
выразившейся в языкотворчестве.
Две функции языка: коммуникативная и
моделирующая — неразрывно связаны друг с
другом. Счет на пальцах мы привели в
качестве примера модели, которая возникает
только благодаря языку и которая не может
существовать без языка. При
коммуникативном использовании языка он
выполняет более скромную задачу: фиксирует
модель, которая уже существует в чьем-то
мозгу. Такие фразы, как «идет дождь», «в
соседнем лесу волки» или более отвлеченные:
«гадюка ядовита», «огонь гасит воду», суть
модели действительности. Когда один
человек сообщает это другому, ассоциации,
которые раньше были только в голове первого,
утверждаются в голове второго.
Благодаря наличию языка человеческое
общество коренным образом отличается от
сообщества животных. В животном мире члены
сообщества контактируют лишь на уровне
функций, связанных с питанием и
размножением. Члены человеческого общества
контактируют не только на этом уровне, но и
на самом высоком уровне их индивидуальной
организации — на уровне моделирования
внешнего мира с помощью ассоциации
представлений. Люди, так сказать, контактируют
мозгами. Язык — это не только продолжение
каждого индивидуального мозга, но и общее,
единое продолжение мозгов всех членов
общества. Это коллективная модель
действительности, над совершенствованием
которой трудятся все члены общества и
которая хранит опыт предыдущих поколений.
^
4.12. Социальная интеграция
Метасистемный переход в системе мозга —
управление ассоциированием — породил
новый процесс — социальную интеграцию,
т. е. объединение человеческих индивидуумов
в некую целостность нового типа:
человеческое общество. Вся история
человечества проходит под знаком
социальной интеграции, связи между людьми
возрастают в количественном и качественном
отношении. Этот процесс протекает и в
настоящее время, причем весьма интенсивно,
и вряд ли кто-либо может уверенно ответить
на вопрос, как далеко он пойдет.
Социальная интеграция — это метасистемный
переход, она приводит к новому уровню
возникновения материи — социальной сфере.
Сообщества животных можно рассматривать
как первые (и безуспешные) попытки
осуществить этот переход. Мы знаем
сообщества животных, например муравьев, в
которых отдельные особи настолько
приспособлены к жизни в сообществе, что не
могут жить вне его. Муравейник с полным
правом можно назвать единым организмом, так
далеко зашли в нем взаимодействие между
особями и их специализация. Но это
взаимодействие остается на уровне низших
функций. «Контакта мозгов» нет. Создания
новых моделей действительности нет.
Никаких принципиально новых возможностей
из-за объединения муравьев в общество не
открывается, оно застывает в своем развитии.
Муравейник, конечно, является метасистемой
по отношению к отдельному муравью.
Интеграция индивидуумов имеет место. Но это
не новый этап эволюции, а боковое
ответвление, тупик. В русской литературе
сложилась традиция: слово' «социальное»,
которое буквально означает «общественное»,
относить только к человеческому обществу,
подчеркивая этим его принципиальное
отличие от общества животных. В этом смысле
надо понимать термины «социальная сфера» и
«социальная интеграция».
Итак, попытки природы образовать новый
этап организации материи путем интеграции
многоклеточных организмов долгое время не
приводили к значительным результатам: не
было подходящего материала. Понадобился
метасистемный переход в структуре мозга,
чтобы индивидуумы приобрели способность
образовывать необходимые связи. И еще одно
следствие управления ассоциациями имеет
важнейшее значение для развития социальной
сферы — это способность человека выйти за
рамки инстинкта, строить планы действий,
никак с ним не связанные, а порой даже ему
противоречащие. Эти два свойства делают
человека социальным существом, т. е.
материалом, пригодным для построения
человеческого общества — социума. Слово «материал»,
сказанное о человеке, коробит; оно звучит
как-то унизительно. В самом деле, разве есть
какое-то высшее существо, которое строит
общество, пользуясь человеком как
материалом? Нет, конечно. Человек сам —
творец. Причем не какой-то абстрактный
Человек (с большой буквы), а конкретный
человек, человеческая личность, индивидуум.
Все, чем обладает общество, создано
творчеством человеческих индивидуумов. А в
то же время — такова диалектика отношения
между личностью и обществом — человек
значителен лишь постольку, поскольку он
значителен для общества. Это, конечно, не
надо понимать так, что кто не признан, тот не
гений. Человек может выступать против всего
общества, т. е. против всех живущих в данный
момент людей, и руководствоваться в то же
время интересами общества, логикой
развития общества. Есть два уровня
организации материи: уровень животного, для
которого высшие законы — это инстинкты
самосохранения и размножения, и уровень
человека, т. е. человеческого общества. Все,
что в человеке мы называем собственно
человеческим, — продукт развития общества.
Человек как чисто биологическое (в смысле
досоциальное) существо — это лишь «возможность»
человека в полном смысле слова, и не более.
Если в действиях человека есть хоть какая-то
логика, то это либо логика животных
инстинктов, либо логика развития общества,
быть может завуалированная и не
осознаваемая в качестве таковой. Другой
логике просто неоткуда взяться. Поэтому
человек, выступая как творец, все-таки
подчиняется хотя и не существу, но какому-то
высшему закону эволюции Вселенной и, можно
сказать, является материалом для его
действия.
^
4.13. Сверхсущество
Возникновение человеческого общества —
крупномасштабный метасистемный переход,
при котором интегрируемые подсистемы — это
целые организмы. В этом плане его можно
сравнить с возникновением многоклеточных
организмов из одноклеточных. Однако его
значение, его революционность неизмеримо
больше. И если с чем-то сравнить его, то
только с самим актом возникновения жизни.
Ибо появление человека означает появление
нового механизма усложнения организации
материи, нового механизма эволюции
Вселенной. До человека развитие и
усовершенствование высшего уровня
организации — устройства мозга —
происходили лишь в результате борьбы за
существование и естественного отбора. Это
медленный процесс, требующий смены многих
поколений. В человеческом обществе
развитие языка и культуры является
результатом творческих усилий всех его
членов. Отбор вариантов, необходимый для
усложнения организации материи по методу
проб и ошибок, происходит теперь в голове
человека. Он может происходить на уровне
интуиции, представляясь результатом
внезапного озарения, вдохновения, а может и
распадаться на отдельные, отчетливо
осознаваемые шаги; но так или иначе он
становится неотделимым от волевого акта
человеческой личности. Этот процесс
существенно отличается от процесса
естественного отбора и протекает
несравненно более быстро, но по своей
функции — построение и использование
моделей окружающей среды — и по своим
результатам — возрастание обшей массы
живого вещества и его влияние на неживое —
он полностью аналогичен первому процессу,
он является его естественным продолжением.
Человек становится сосредоточием
Космического Творчества. Темп эволюции
многократно возрастает.
Можно рассматривать общество как единое
сверхсущество. Его «тело» — это тела всех
людей плюс предметы, созданные и
создаваемые людьми: одежда, жилища, машины,
книги и т. д. Его «физиология» — это
физиология всех людей плюс культура
общества, т. е. определенный способ
управлять предметным компонентом
общественного тела и образом мышления
людей. Возникновение и развитие
человеческого общества знаменуют начало
нового (седьмого по нашему счету) этапа
эволюции жизни (рис. 4.2).
Функциональная формула метасистемного
перехода от шестого к седьмому этапу такова:
Управление мышлением = Культура.
Язык входит в культуру в качестве
важнейшей составной части, выполняя
функции нервной системы. Как и у нервной
системы многоклеточного организма, его
первая, исторически и логически, функция —
коммуникативная — обмен информацией между
подсистемами, координация их деятельности.
В процессе выполнения этой функции язык —
опять-таки в точности так же, как и нервная
система «этажом ниже», — получает вторую
функцию — моделирование окружающей среды.
И подобно тому, как в развитии мозга можно
выделить этапы, связанные с метасистемными
переходами, развитие языковых моделей
происходит (как мы увидим дальше) путем
последовательных метасистемных переходов
в структуре языка.
Химическая эра
|
1. Химические основы жизни
|
2. Движение
|
3. Раздражимость (простой рефлекс)
|
Кибернетическая эра
|
4. Нервная сеть (сложный рефлекс)
|
5. Ассоциирование (условный рефлекс)
|
Эра разума
|
6. Мышление
|
7. Социальная интеграция, культура
|
Рис. 4.2. Этапы эволюции жизни
|
Параллели между обществом и
многоклеточным организмом были подмечены
давно. Но вот вопрос: как относиться к этим
параллелям? Можно считать их если и не
случайными, то, во всяком случае,
поверхностными и малозначительными, что-то
вроде сходства стрелы подъемного крана с
руками человека. Однако кибернетический
подход приводит нас к другой точке зрения,
согласно которой аналогия между обществом
и организмом имеет глубокий смысл,
свидетельствуя о наличии чрезвычайно общих
законов эволюции, действующих на всех
уровнях организации материи, и указывая нам
направление развития общества. Эта точка
зрения таит в себе ту угрозу, что, будучи
вульгаризована, она легко может привести к
концепции тоталитарного государства
фашистского типа. В главе 14, рассматривая
проблему творческой свободы личности, мы
более подробно рассмотрим и этот вопрос. А
пока отметим, что возможность
вульгаризации теории никак не может быть
аргументом против ее истинности. Раздел
современной науки, именуемый кибернетикой,
дает нам понятия, описывающие эволюционный
процесс как на уровне внутриклеточных
структур, так и на уровне социальных
явлений. Фундаментальное единство
эволюционного процесса на всех уровнях
организации превращается из философского
воззрения в научно обоснованный факт. С ним
нельзя не считаться, размышляя о судьбах
человечества и его роли во Вселенной.
Подчеркивая космическое значение разума,
французские ученые Леруа и Тейяр де Шарден
ввели термин ноосфера (т. е. сфера разума)
для обозначения той части биосферы, где
господствует разум. Эти идеи были
подхвачены нашим соотечественником В.П.Вернадским
(см. его статью «Несколько слов о ноосфере»).
В предисловии к своему главному сочинению «Феномен
человека» Тейяр де Шарден пишет:
Я думаю, вряд ли у мыслящего существа
бывает более великая минута, чем та, когда
с глаз его спадает пелена и открывается,
что он не затерянная в космическом
безмолвии частица, а пункт сосредоточения
и гоминизации универсального стремления к
жизни. Человек — не статический центр мира,
как он долго полагал, а ось и вершина
эволюции, что много прекраснее1.
1 Тейяр де Шарден
П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.