Специалист по Computer Science Александр Панов об искусственном интеллекте, целенаправленном действии и вычислительной модели неокортекса.
Компьютерное когнитивное моделирование — это относительно новое междисциплинарное направление в искусственном интеллекте. Когда Джон Маккарти в 1954 году придумал термин «искусственный интеллект» на своем известном семинаре, ученые пытались использовать некоторые знания о том, как мыслит человек, чтобы создать новые программы, которые бы вели себя и решали задачи примерно так же, как человек. Первые программы, которые были созданы, например, для того, чтобы играть в шахматы, шахматные программы, как раз и использовали экспертов-психологов, которые рассказывали, а как же на самом деле шахматист решает те или иные этюды.
Однако это направление скоро потеряло ту свою популярность, и ему на смену пришло новое направление, прикладное. В искусственном интеллекте стало важно решать прикладные задачи, узконаправленные. И поэтому речь пошла об эффективности, о том, как мы можем быстро решать некоторую интеллектуальную задачу. Не так было важно, как будет процесс решения похож на то, как думает человек.
Однако примерно 10–15 лет назад снова заговорили о том, что нужно использовать те самые междисциплинарные знания биологов и психологов, и том, как думает и решает задачи человек, потому что, не используя эти знания, мы, к сожалению, не можем придумать ничего нового. Это междисциплинарное направление и ставит своей задачей построить модель когнитивных функций человека. Cognitio с латинского — «познание». Когнитивная психология — о том, как познает человек, о том, как он приобретает знания, как их использует и как ведет себя на основе этих знаний.
Когнитивное моделирование направлено на то, чтобы построить программы, которые тоже бы приобретали знания, использовали их, для того чтобы создавать более интеллектуальные программы. А компьютерное когнитивное моделирование направлено на то, чтобы использовать эти программы в компьютерах и роботах, то есть чтобы создать наши программы и сделать их более интеллектуальными.
В России это направление получило развитие еще в 1980-х годах со школой Дмитрия Александровича Поспелова. Это был один из основоположников российского искусственного интеллекта, и именно при нем сформировался тот самый междисциплинарный коллектив, который нужен, для того чтобы развивать это новое направление в искусственном интеллекте. В него входили лингвисты, психологи, математики, программисты, которые могли писать эффективные программы, и даже некоторые биологи. Именно такой коллектив и нужен, для того чтобы по-настоящему сделать прорыв в так называемом сильном искусственном интеллекте, то есть в том искусственном интеллекте, который бы решал широкий спектр задач, а не только некоторую маленькую прикладную задачку.
На Западе это направление называется artificial general intelligence — общий искусственный интеллект. И по нему проходит достаточно много конференций, хотя оно немного не в мейнстриме классического искусственного интеллекта в связи с тем, что уже сложилась некоторая практика решения задач, а сформировать междисциплинарный коллектив всегда сложно.
Среди задач, которые решаются в компьютерном когнитивном моделировании, наибольший интерес представляют те, которые не решаются классическими методами искусственного интеллекта. Например, это такие задачи, как планирование и синтез поведения в коллективе. Когда у вас есть несколько интеллектуальных агентов, которые взаимодействуют друг с другом (агенты могут быть как программные, так и некоторые роботы), то там возникают новые эффекты. То есть нужно решить задачу, которую один агент решить не может. Ему нужно пообщаться с другими агентами и сказать, кто какие задачи будет решать — распределение ролей.
Вторая очень важная проблема, которая не нашла своего решения за 50 лет развития искусственного интеллекта, — это так называемое целеполагание. Целенаправленное поведение изучается достаточно давно, и все понятно: у вас есть некоторая цель, и вы различными методами строите план ее достижения. Но откуда появляется сама цель? Ведь человеку никто — по крайней мере, не всегда — не говорит: «Делай то, делай это». Естественно, когда он учится и, как мы говорим, приобретает опыт в коллективе, он может приобретать некоторые цели. Но его поведение очень часто такое интересное, потому что он сам изобретает свои цели, он сам себе ставит некоторый момент и старается его достигнуть. Такой ряд задач решается в компьютерном когнитивном моделировании. Один из интересных способов решения этой задачи — это создание представления о знании, притом такого представления о знании, которое бы опиралось на психологические представления о том, как представляет свои знания человек.
В России есть одно из таких направлений в психологии, как культурно-историческая школа. Например, Выготский и Лурия еще в советское время создали такую теорию, которую можно было бы использовать как основу для создания собственно математического формализма, математической теории. И одно из направлений в компьютерном когнитивном моделировании — это использование деятельностного подхода психолога Леонтьева, который говорил о том, что самое главное в представлении знаний — это то, как человек представляет действия.
Есть несколько уровней действия: некоторые автоматические операции, собственно действия, которые стараются достигнуть некоторой цели, и деятельность, которая направляется некоторым общим мотивом. Эта деятельность может быть очень абстрактной, а может быть вполне конкретной. И очень важно, что он говорил, что любая деятельность может быть только в коллективе. То есть любое действие само по себе — это уже такой распределенный элемент, который включает в себя представление о том, что я сделал и что сделает другой человек. И в том числе в этой теории Леонтьева говорилось о том, что человек любые свои знания хранит в трех- или четырехкомпонентной структуре, которая называется знаком.
Знак — это очень интересный термин. Он используется и в психологии, и в лингвистике, и в философии, есть работы по знакам и в семиотической школе. Психологи говорят, что человек представляет знания в виде знака и что там есть три основных компонента. Это образ — как человек видит этот предмет. С математической точки зрения это некоторая функция распознавания, вычисления этого опосредуемого знаком объекта из потока информации. Второй компонент — это значение. Это то, что человек делает с этим опосредуемым предметом, притом делает, соотносясь с тем, как это принято делать с объектом в культуре. То есть это обобщенные действия, которые имеют некоторый свой ролевой состав. И третий компонент — это личностный смысл. То есть то, что я лично делаю с этим предметом, что делал, какой у меня опыт оперирования с этим предметом.
Простой пример: есть книга, у нее есть некоторый образ, который включает в себя характерные признаки, например страницы, обложку этой книги. Значение — это то, что эту книгу, например, можно покупать, ее принято читать — некоторое схематическое действие. И для меня лично смысл книги в том, что я, например, ее не только читаю, для того чтобы получить какие-то знания, а использую ее в качестве подставки под кружку. У меня в опыте сложилось, что я ее использую именно таким образом. И такая модель, у которой есть имя, — это и есть универсальный элемент хранения знаний. И это все представление о знании, в том числе модель этого представления знания называется знаковой картиной мира. Это один из подходов, который используется в компьютерном когнитивном моделировании.
Оказывается, что, выбрав такой особый способ представления о знании, например знаковую картину мира, можно на этой основе построить модели и алгоритмы некоторых когнитивных функций (например, планирования поведения, синтеза плана поведения). И если мы включаем туда изменения некоторых элементов, личного смысла… Например, я выбираю некоторые действия, для того чтобы достигнуть цели, используя не свой личный смысл, а мои знания о личном смысле другого агента. Я могу составить не индивидуальный план, который буду совершать только я, а коллективный, то есть могу распределять роли.
Среди других задач, которые решаются в компьютерном когнитивном моделировании, иногда используются методы из нейрофизиологии. И это на самом деле очень важно, потому что любая психологическая теория рано или поздно сводится к тому, что нужно понять, а какой же у нас есть субстрат этих когнитивных функций и на основе чего происходит наше мышление. Все-таки от того, что у нас есть мозг, который состоит из отдельных отделов, мы уйти никуда не можем. И поэтому полная теория, в том числе и сильного интеллекта, должна включать некоторые знания, если мы стремимся моделировать то, что есть у нас, например машину, которая мыслит. Хочется включить сюда в том числе и такие знания. Поэтому одна из задач, которая решается в компьютерном когнитивном моделировании, — это построение вычислительной модели неокортекса.
В мозге человека одна из важных частей — это такие верхние отделы мозга, новые отделы, так называемый неокортекс. Он имеет достаточно универсальное строение, и есть некоторые предположения о том, что можно построить математическую модель универсального вычислителя, комбинация чего на самом деле и позволяет нам строить модели когнитивных функций, о которых мы говорим. В одном из подходов, о котором я говорил, знаковая картина мира, каждый элемент на самом деле представляет собой математическую модель того, как происходит некоторое элементарное вычисление в коре головного мозга, в том числе и в неокортексе. Эти знания и модели основаны на текущих представлениях нейрофизиологов о том, как происходит распространение нейронной активности с того момента, когда у нас приходит в задние отделы коры активация и через некоторые отделы, в том числе и подкорковые, приходит в лобные отделы, где и происходит реализация высших психических функций, когнитивных функций, в том числе планирования поведения, представления знаний и коммуникации в коллективе.
Я перечислил те задачи, которые решаются в компьютерном когнитивном моделировании. На самом деле уже сделано достаточно много, и очень много этим занимаются за рубежом. Много проектов, которые хорошо финансируются и в Америке, и Европе. Многие слышали о таких проектах, как Blue Brain Project, который в Европе финансируется уже 10 лет. В них основная задача — это не только построить модель колонки неокортекса, но еще и создать карту и математическую модель, как на основе этой модели строятся более интересные функции, например планирование поведения. У них есть определенные успехи на этом поприще, в этих проектах. В России тоже ведутся исследования.
Конечно, ряд задач, которые я перечислил, имеют свое решение, но решены не до конца. Самая интересная задача заключается в том, чтобы построенные модели применить на практике. То есть попытаться реализованные алгоритмы внедрить в некоторую физическую машину, чтобы у нас была не только теория на бумаге, но и были на самом деле действующие физические аппараты, которые ведут себя похоже, примерно так же, как человек.
Александр Панов, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, доцент факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, доцент МФТИ.
Когнитивная психология с самого начала своей истории описывала человека как вычислительную машину. Иван расскажет о ключевых моментах развития этого пути исследования человека, к чему он привёл на сегодняшний день и как учёные моделируют такие таинственные и, как кажется, присущие только человеку процессы, как интуиция, предвидение, инсайт и уверенность.
Некоторые специалисты, работающие в областях, не связанных с искусственным интеллектом, говорят, что компьютеры по своей природе не способны к сознательной умственной деятельности. Мы публикуем две статьи из журнала Scientific American. В статье Дж.Р.Сирла утверждается, что компьютерные программы никогда не смогут достичь разума в привычном для нас понимании. В то же время в другой статье, написанной П.М.Черчлендом и П. С.Черчленд приводится мнение, что с помощью электронных схем, построенных по образу и подобию мозговых структур, возможно удастся создать искусственный интеллект. За этим спором по существу скрывается вопрос о том, что такое мышление. Этот вопрос занимал умы людей на протяжении тысячелетий. Практическая работа с компьютерами, которые пока не могут мыслить, породила новый взгляд на этот вопрос и отвергла многие потенциальные ответы на него. Остается найти правильный ответ.
Почему за полвека усилий не удалось создать искусственный интеллект? И как киборги помогают понять работу мозга? Об этом рассказывает Михаил Бурцев, кандидат физико-математических наук, руководитель лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ.
Речь в данной работе пойдет о так называемом "геделевском аргументе", который используется как аргумент против возможности создания искусственного интеллекта. Суть аргумента заключается в следующем: полагают, что из теоремы Геделя о неполноте формальных систем вытекает принципиальное различие между искусственным ("машинным") интеллектом и человеческим умом, а именно, полагают, что теорема Геделя указывает на некоторое принципиальное преимущество человеческого ума перед "умом" машинным - т.е. человек обладает способностью решать проблемы, принципиально неразрешимые для любых искусственных "интеллектуальных" систем (так называемые "алгоритмически неразрешимые" проблемы), причем ограниченность "искусственного ума" проистекает из его "формального" характера.
В наш век информационных технологий нейросети и автоматизация процессов занимает все больше и больше места. О принципах работы нейросети, как с ее помощью автоматизировать экономические процессы и о многом другом расскажет кандидат технических наук, доцент кафедры проектирования и производства электронно-вычислительных средств ПГТУ, Танрывердиев Илья Оруджевич.
Почему в процессе эволюции появляется кооперативное поведение? Как объясняют возникновение кооперации различные теории? И как исследование данного вопроса может отразиться на представлениях о морали человека? Об условиях возникновения кооперации, истоках человеческой морали и теории родственного отбора рассказывает специалист по эволюционной кибернетике Михаил Бурцев.
Каким образом в биологической эволюции появились системы, способные управлять процессом жизнедеятельности организма? Почему логический вывод, сделанный человеком, применим к реальному объекту в природе? Почему эволюционное развитие познавательных способностей животных привело к возникновению интеллекта человека? О моделировании работы мозга и искусственном интеллекте, — Владимир Георгиевич Редько — доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, Михаил Сергеевич Бурцев — программист-математик, аспирант Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН.
Как смоделировать мозг? Постижим ли человеческий мозг? Как алгоритмизировать сознание? И можно ли скопировать его на неорганический носитель? Ответы на эти вопросы помогает найти Виталий Дунин-Барковский, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом нейроинформатики Центра оптико-нейронных технологий НИИСИ РАН.
Когда эмоциональные вычисления сформировались как отдельное направление исследований? Можно ли перенести человеческие эмоции на вычислительные системы? Почему важно добиваться от роботов «эмоциональной отдачи»?
Что такое машинное обучение? И можно ли считать, что программа, натренированная решать ту или иную задачу, понимает, что она делает? О том, как компьютер развивает интуицию и учится фильтровать спам, распознавать изображения и играть в игры, в новом материале «Чердака» рассказывает Иван Ерофеев.