Экзистенциализм. Хайдеггер: особенность человеческого существования Dasein. Экзистенциализм Сартра. Философия жизни. Структурализм. Постструктурализм. Фердинанд де Соссюр: язык есть пучок различий. Жак Деррида и Жан Лиотар.
Определение метафизики. Метафизика vs Позитивизм. Верификация и фальсификация. Логический позитивизм и Людвиг Витгенштейн. Критика субъектоцентризма. Структурализм. Детрансцендирование и имманентизм в философии. Критика субъект-объектного дуализма. Феноменология Гуссерля и интенциональность. Мартин Хайдеггер: не субъект, но Dasein. Мишель Фуко: смерть субъекта.
Античность. Мудрецы и философы. Натурфилософия: Парменид, Гераклит, Демокрит и парадкосы элеатов, Апории Зенона. Возникал ли мир? Проблема нового. Обращение к идеальному. Идеи. Мысленный эксперимент и диалоги Платона. Категории Аристотеля. Трансценденталии. Аристотель. Критика идеализма Платона.
Определение души. Проблема души и тела. Учение Платона о душе. Учение о припоминании. Миф Платона о пещере. Зрение и умозрение по Платону. Этические выводы из учения Платона о душе. Учение Аристотеля о душе. Аристотель о душе и 4-х причинах. Проблема возникновения нового. Аристотель о бытии. Актуальное и потенциальное.
Такого рода вопросы часто слышны от студентов, ученых, философов. Порой они возникают и у того, кто называется философом науки. Но иногда подобные рассуждения сопровождает глубокое убеждение о том, что философия, а также философия науки актуальны и выживают вне зависимости от перипетий научной и образовательной политики. Действительно ли это так? И почему философия науки не является ни «пятым колесом в телеге», ни «сферическим конем в вакууме»? На эти и другие вопросы даст подробный ответ Лада Владимировна Шиповалова, доцент кафедры философии науки и техники, доктор философских наук, лектор Открытого Философского Факультета.
Пифагорейцы утверждали, что числа правят миром, а Александр Суворов называл математику «гимнастикой ума». Сейчас интерес к этой науке постепенно возрождается. T&P поговорили с пятью известными математиками, чтобы разобраться, зачем формулы и уравнения нужны в повседневной жизни, почему математика — интересный и творческий предмет, и что теряет гуманитарий, отмахиваясь от этой науки.
Эпистемология — это учение о познании, или, правильнее сказать, о способах получения, производства знания. В России долгое время использовался термин «гносеология», но в западноевропейской традиции все-таки чаще употребляется термин «эпистемология», и он более конвертируем. Философ-эпистемолог пытается понять, какие фундаментальные установки лежат в основе любого знания, обнаружить принципы, которые так или иначе определяют более конкретное знание. Философ Диана Гаспарян о задачах эпистемологии, парадоксах знания и повседневности философов.
К научной теории можно подходить не только как к инструменту для объяснения явлений природы, но и как к произведению искусства. Эта мысль вряд ли удивит кого-нибудь из ученых — каждый из них за время своей работы не раз сталкивался с подобными рассуждениями, а иногда и сам принимал в них участие.
О математической физике рассказывает Алексей Семихатов, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Физического института им. Лебедева РАН.